Поздравляю всех с Рождеством Христовым!
Потомок знатного рода
Мерное цоканье копыт далеко разносилось в ночной тиши. Звезды сегодня были особенно низко к земле и, казалось, прислушивались к этому звуку, как будто от него зависела судьба мира.
Ослик старался идти очень ровным шагом, чтобы его хозяйка, задремавшая в седле, хоть немного отдохнула. Что можно сказать о ней?
Хозяйка у него была очень доброй. Ослику особенно нравились её мягкие, нежные руки и глаза, в которых можно разглядеть цветение полей или расслышать радостный детский смех. Другие люди постоянно хлестали животных или били пятками в бока, но только не хозяйка. Она наклонялась и ласково шептала в длинное ослиное ухо: «Дружок, ты можешь побыстрее?».
Конечно, он может! Он все сделает для хозяйки. Ведь они очень спешат из одного города в другой – ослик не особенно силен в географии и не помнит их названий. Ему ясно одно – нужно успеть доехать, ведь хозяйке скоро предстоит стать матерью.
Ослик часто думал, кто же родится. Интересно, мальчик это будет или девочка? Хозяйка почему-то уверена, что мальчик… Ждать, окажется ли она права, осталось совсем недолго.
Ослик давно заметил, как переживает его хозяин. Еще бы! Отправиться в такое длинное путешествие в самое неподходящее время! Найдет ли он в другом городе работу? Сможет ли прокормить семью? Ведь новорожденному нужен хороший уход.
Ослик слышал как-то, что его хозяева совершают переезд поневоле. Вышел приказ от властей о переписи населения, и каждый должен записаться в своем родном городе.
О чём только думают эти власти!? Все дороги теперь заполнены людьми, которые спешат к месту своего рождения. Кто идет пешком, кто едет на лошадях или ослах. Пару раз ослик даже повстречал своих дальних родственников. Они семенили по пыльной дороге, перевозя немногочисленный скарб своих владельцев.
В чём смысл жизни осла? Старые, мудрые ослы говорили, что смысл жизни и есть эта самая дорога. Ослика такой ответ не удовлетворял.
«Может оно и так, – думал он – но ведь кроме дороги есть еще и поля, которые ее окружают, и горы вдали, и бездонное небо…». Небо сегодня заполнено звездами, которые слушают цоканье его копыт. Глядя на звезды, ослик почему-то всегда вспоминал своих дальних предков. Именно их пример не давал ослику успокоиться и решить, что смысл жизни в перемещении из пункта «А» в пункт «В». Ослик был потомком знатного рода (по ослиным меркам, конечно). Существовала легенда, что давным-давным-давно его предок по материнской линии сопровождал Авраама и Исаака на гору Мориа. Туда Авраам отправился исполненный печали, а обратно возвращался весело смеясь. Говорили, что на горе Мориа Авраам выдержал испытание Божье.
Спустя столетия одна ослица из их рода участвовала в еще более захватывающем событии. Рассказывали, что она увидела ангела и спасла своего хозяина Валаама, вовремя свернув с дороги. Валаам нещадно колотил ее, но она предпочла терпеть его побои, нежели ослушаться посланника Божьего. Эта ослица единственная из животных смогла заговорить на человеческом языке после Едемского сада, где змей использовал дар речи во зло.
«Вот это судьба! – думал ослик. – Конечно, мне никогда не испытать ничего подобного. А ведь так бы хотелось увидеть ангела!».
Ослик продолжал бежать по дороге и размышлять. Он вспоминал еще одного своего предка по отцовской линии. Слава к этому ослу пришла уже после смерти. Всю свою жизнь он перевозил большие тюки с фисташками и миндальными орехами, жил тихо и незаметно. Но своим детям и внукам этот осёл всегда говорил, что Творец может совершить чудо через любого, и совсем не обязательно быть ослицей Валаама. Еще он говорил, что если Бог пожелает, то сможет совершить чудо, использовав даже самое малое из того, чем мы обладаем. Например, он может сотворить великое с помощью ослиного хвоста или, скажем, челюсти. Даже обычное дыхание становится славословием Творцу, если мы помним, Кто даровал нам жизнь. Над речами этого осла все подтрунивали. Было ясно, что чудес в его жизни не произойдет.
Действительно, до конца своих дней он так и бегал по пыльной дороге, развозя поклажи с товарами. Он умер на обочине, где его, старого и больного, оставили хозяева. Однако спустя какое-то время, когда останки этого осла растащили гиены, знаменитый Самсон нащупал в придорожной пыли ослиную челюсть…
Творец может использовать для чуда даже самое малое, даже такого как я, - думал ослик, продолжая бежать по дороге. Ах, как бы мне хотелось увидеть ангела!
Дорога всё петляла, но вдали уже виднелись огоньки города, подмигивающие утренним звездам.
В город они добрались уже к рассвету. Хозяин долго ходил от дома к дому, о чем-то разговаривая с жильцами. Так прошел почти целый день. Ослик очень удивился, когда хозяева, отведя его в хлев, остались тут же. В хлеву было холодно и сыро. Стены спасали разве что от ветра. Хуже того, здесь совсем не было хвороста, чтобы развести костер.
Только они разместились в этом утлом пристанище, как хозяйке пришло время рожать. Это было самое неподходящее время в самом неподходящем месте! Хорошо хоть роды были быстрыми, и через какое-то время на свет (вернее, в неприветливую тьму ночи) появился младенец. Хозяйка не ошиблась, это действительно был мальчик. Как и все младенцы, он громко кричал, возмущаясь бесцеремонности рождения.
Куда положить такую кроху? Ведь это не уютный дом, а хлев. Хозяйке пришлось использовать в качестве колыбели кормушку для скота. Оставался вопрос – как согреть младенца? Ослик не знал, чем помочь. Днем они с хозяином добыли бы хворост для костра. Но ночью…
Он подошел к кормушке и постарался обогреть малыша своим дыханием. Вскоре тот успокоился и уснул.
Ночь все тянулась и тянулась, а ослик стоял на страже у спящего младенца. Вдруг у входа послышался шум голосов, и в хлев зашло несколько пастухов. Они оттеснили ослика и склонились над новорожденным. Один из них, заметив, как здесь холодно, побежал за хворостом; другие наперебой твердили что-то о явлении ангелов и чудесных знамениях.
В эту ночь кому-то явились ангелы! – промелькнуло в голове у ослика. Почему же меня не было там!? Сегодня могла осуществиться моя самая заветная мечта. Конечно, рождение младенца было радостным событием, но явление ангелов… Что может сравниться с этим! Один шанс на миллион, и тот упущен. Теперь уже наверняка мне не повторить судьбы ослицы Валаама.
Ослик вышел их хлева и уставился в звездное небо. Радостные голоса пастухов и хозяйки с хозяином, казалось, отдалились от него далеко-далеко.
Он всё смотрел на звезды, как вдруг одна из них задрожала и отделилась от небосвода. Она стала расти и приближаться к ослику. Неужели это ангел!? От волнения у ослика чуть не подкосились ноги.
Когда ангел предстал пред ним, ослик захотел убежать прочь, настолько величественным был вид этого существа. Загадочный вестник из мира, который невидим для людей и животных. Голос ангела, казалось, вмещал в себя рокот всех водопадов на земле и одновременно был мелодичен как пение птиц.
- О, потомок ослицы валаамовой, знаешь ли, что подвиги самых благородных скакунов из конюшен царя Соломона не сравнятся с тем, что сделал сегодня ты? – спросил он.
- А что я такого сделал? – ослик прижал уши от страха.
- Ты согревал своим дыханием Того, Кто сам дарует всему жизнь и дыхание.
- Нет, господин-ангел, – ослик старался быть как можно более почтительным, – не шутите так надо мной, ведь я лишь пытался согреть новорожденного сына хозяйки.
- За то, что ты сделал это, твой сын повезет Царя всех царей по дороге в Иерусалим! – торжественно провозгласил ангел.
- Теперь я точно знаю, что вы, господин-ангел, шутите. Где это видано, чтобы цари ездили на ослах!? Им престало восседать на породистых скакунах. Нет, не ослам возить на себе царей.
- А кого же ты вёз в Вифлеем, глупый ослик? Неужели тебе не известно, что рожденный сегодня младенец – Царь Иудейский!?
Если бы не серая шкура, можно было бы увидеть, как ослик покраснел. Нет-нет, вовсе не потому, что ангел назвал его глупым. Просто он вдруг понял, что сегодня ночью сбылось пророчество, которое слышала ослица Валаама от своего хозяина в давние времена: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою».
Ангел исчез также внезапно, как и появился, а ослик всё стоял и стоял, глядя в небо. Мысли в его голове не успевали за чувствами в его сердце. Конечно, – думал он, – теперь мне ясно, что смыл жизни осла вовсе не в дороге; смысл жизни в том, кого он по этой дороге везёт.
Автор:
Андрей Суховский